Иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации

«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

Главная  /  Новости  /  В Бурятии обсудили изменения в закон об охране Байкала

В Бурятии обсудили изменения в закон об охране Байкала

16-08-2024

9 августа в Национальной библиотеке Республики Бурятия состоялся круглый стол «О Байкале начистоту. Байкальская природная территория: правовое поле, экологический туризм», в котором приняли участие российские ученые, работники государственных природоохранных органов Республики Бурятия (в том числе Министерство природных ресурсов и экологии РБ, Республиканское агентство лесного хозяйства, Комитет по экономической политике, природопользованию и экологии Народного Хурала РБ), представители Общественной палаты Российской Федерации и общественность Бурятии. Также присутствовали сотрудники ГКУ «Бурятрегионавтодор» и ОЭЗ «Байкальская гавань».

Темой обсуждения стали вопросы рассмотрения законопроекта № 387575-8 «О внесении изменений в статью 25-1 Федерального закона "Об охране озера Байкал" и статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", а также вопросы развития экологического туризма как перспективного направления экономической и социальной политики региона.

В мероприятии, организатором которого выступило региональное общественное объединение Республики Бурятия по вопросу рассмотрения законопроекта № 387575-8, приняли участие более 60 человек.

В работе Круглого стола приняли участие известные ученые и общественные деятели, в том числе:

  • Виктор Данилов-Данильян, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН, председатель Научно-экспертного совета Всероссийского общества охраны природы, сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Экспертный совет по заповедному делу»;
  • Тамара Злотникова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии, заслуженный эколог Российской Федерации, заместитель /председатель Комитета по экологии Государственной Думы ФС РФ I/II созывов, один из авторов ФЗ «Об охране озера Байкал»;
  • Ирина Орлова, ученый секретарь Научного совета Сибирского отделения Российской академии наук по проблемам озера Байкал, доктор экономических наук;
  • Вера Шленова, председатель Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны природы, заслуженный эколог Российской Федерации;
  • Владимир Морозов, член экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, член координационного совета Общественной палаты РФ по экологическому благополучию;
  • Ирина Краснова, заведующая кафедрой земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор;
  • Татьяна Честина, председатель правления Межрегиональной экологической общественной организации «ЭКА» и др.

Со словами приветствия и поддержки от глав наиболее многочисленных религиозных сообществ Бурятии к участникам круглого стола обратился XXIV Пандито Хамбо-лама

Дамба Аюшеев, который традиционно призвал беречь озеро Байкал, имеющее огромное духовное и сакральное значение, как священный объект почитания у местных народов.

Большинство участников круглого стола выразили мнение о недопустимости принятия проекта закона № 387575-8 в представленной редакции ввиду наличия в нем норм, создающих риски для экосистемы озера Байкал. В связи с этим было предложено:

  • обеспечить учет мнений и более широкое участие представителей науки и общественности в процессе работы над законопроектом, в том числе, путем включения авторов закона «Об охране озера Байкал», представителей Российской академии наук, Общественной палаты Российской Федерации и регионального общественного объединения Республики Бурятия по вопросу рассмотрения законопроекта № 387575-8 в состав соответствующей рабочей группы и экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды;
  • рассмотреть вопрос о применении альтернативных предлагаемым законопроектом вариантов решения социально-экономических проблем Байкальской природной территории;
  • организовать комиссионные выезды с участием представителей уполномоченных органов власти, научной и природоохранной общественности для совместного определения необходимости и целесообразности реализации предлагаемых законопроектом мероприятий;
  • обратиться в Государственную Думу РФ с предложением обеспечить рассмотрение затрагиваемых законопроектом № 387575-8 неотложных вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в рамках отдельного законопроекта;
  • обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением инициировать разработку стратегического документа по охране и социально-экономическому развитию Байкальской природной территории.

-органам власти, уполномоченным на осуществление полномочий в сфере экологического и правового просвещения, принять меры по повышению уровня информированности населения по теме предлагаемых законопроектом № 387575-8 изменений в байкальское законодательство и их возможных последствий для байкальской экосистемы, а также по вопросам реализации социально-экономических прав жителей ЦЭЗ БПТ в рамках действующего законодательства.

Виктор Данилов-Данильян, доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН обратил внимание на беспрецедентный случай солидарности и объединения усилий со стороны представителей науки и религиозных сообществ в деле сохранения экосистемы озера Байкал. Подчеркнул необходимость регулирования антропогенной нагрузки на озеро Байкал за счет комплексного подхода к выбору экологических и социально- экономических решений, отметив целесообразность рассмотрения вопроса о повышении туристического налога на посещение Байкальской природной территории.

Тамара Злотникова, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии, заслуженный эколог Российской Федерации, заместитель /председатель Комитета по экологии Государственной Думы ФС РФ I/II созывов, являющаяся одним из авторов закона «Об охране озера Байкал»,

отметила существенную антиэкологическую направленность законопроекта №387575-8 в представленной к рассмотрению редакции, что создает опасность выхолащивания природоохранного целеполагания, принципов и природозащитных норм федерального закона «Об охране озера Байкал», что лишает целесообразности его последующего правоприменения, как противоречащего базовому экологическому и иному действующему законодательству, а также положениям Конвенции о всемирном природном и культурном наследии, участником которой является Российская Федерация.

Привела обоснование возможности осуществления работ по ремонту и реконструкции дорог, мостовых сооружений в ЦЭЗ БПТ в рамках действующего законодательства Любовь Даниловна Киприянова, эксперт с многолетним стажем руководства федеральными ООПТ, член рабочей группы по подготовке материалов номинации по включению Национального парка «Ленские столбы» в список всемирного наследия. Как эксперт, особо отметила вред от сплошных рубок леса, указав в качестве примера проблему обмеления реки Лена, подчеркнув, что одним из основных факторов данного негативного процесса являются сплошные рубки на территории Иркутской области у истоков реки в Качугском районе. Также Киприянова отметила важность сохранения статуса озера Байкал как объекта всемирного природного наследия.

Член координационного совета Общественной палаты РФ по экологическому благополучию Владимир Морозов обратил внимание на специфику и длительность процессов восстановления лесных экосистем, выполняющих преимущественно глобальную экологическую, в том числе климаторегулирующую функцию, что влечет необходимость особого подхода к рубкам лесов в зоне Байкала. Именно по этой причине - тесной взаимосвязи вода-лес-климат - в закон "Об охране озера Байкал" был внесён запрет на сплошные рубки. Компенсационное лесовосстановление является результативным для эксплуатационной зоны хозяйственного освоения лесов. Байкальские же леса, притягивая атмосферную влагу, поддерживают уровень воды в озере и его притоках. В отсутствие этих лесов начнут мелеть не только Байкал, но и Великие Сибирские реки, что повлечет возникновение процессов опустынивания и сделает невозможным дальнейшее развитие туризма. Владимир Морозов поддержал также мнение представителей науки и общественности о необходимости раздельного рассмотрения затрагиваемых законопроектом вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и вопросов экономического развития Байкальской природной территории.

Ольга Романова, кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и природоресурсного права МГЮУ им. О.Е. Кутафина, выпускница кафедры гидрологии суши географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова также отметила недопустимость законодательного разрешения в ЦЭЗ БПТ сплошных санитарных рубок ввиду специфики геологических, климатических и гидрологических условий на БПТ, влекущей низкий уровень приживаемости лесонасаждений на ряде территорий, наличия высокой степени опасности быстрого развития ветровой и водной эрозии почв и грунтов, что может оказать негативное влияние на состояние вод Байкала и прибрежных экосистем. Охарактеризовала имеющиеся в тексте законопроекта противоречия действующему природоресурному и градостроительному законодательству, подчеркнув, что законопроект не позволяет решить накопившиеся проблемы обеспечения охраны озера Байкал, рационального использования ЦЭЗ БПТ и развития соответствующих территорий и требует системного, комплексного и научно обоснованного подхода, основанного на единой стратегии развития Байкальской природной территории, а также достоверных сведениях о ее состоянии и использовании.

Председатель Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны природы, заслуженный эколог РФ Вера Шленова подчеркнула, что озеро Байкал и сплошная рубка лесов – понятия несовместимые: нет лесов – нет Байкала. Выразила сожаление, что среди инициаторов законопроекта присутствует много земляков из байкальских регионов и подчеркнула, что без учета возможностей рекреационной нагрузки на хрупкие и уязвимые участки БПТ рост туристического потока на Байкале может повлечь серьезные изменения экосистемы озера Байкал.

Татьяна Честина, председатель правления движения «ЭКА» подчеркнула, что принятие законопроекта № 387575-8 в последней представленной редакции может привести к серьезному ухудшению состояния экосистемы озера Байкал, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации и еще больше ослабляет законодательную защиту Байкала даже по сравнению с текстом, принятым в первом чтении. Честина также отметила закрытость процесса разработки законопроекта и игнорирование мнения научной и природоохранной общественности.

Кандидат юридических наук, доцент, ведущий эксперт Научно-исследовательского института правовой охраны Байкала Иркутского государственного университета, руководитель Межрегиональной ассоциации молодежных экологических объединений

«ЭкоМолодежь» Ярослава Дицевич отметила необходимость предварительной оценки возможных негативных последствий предлагаемых законопроектом № 387575-8 изменений и подчеркнула важность подготовки стратегического документа в сфере охраны и устойчивого развития Байкальской природной территории как неотъемлемой основы принимаемых законодательных и управленческих решений на данной территории.

Экс-министр природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, а ныне президент СОЮЗА охот- и лесопользования Сибири и Дальнего Востока Сергей Матвеев привел факты о состоянии дорог и мостов на южной территории оз. Байкал и обратил внимание на более современные, безопасные технологии защиты населенных пунктов как альтернативу созданию противопожарных разрывов.

В поддержку принятия законопроекта выступили представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, а также Общественной палаты РБ, руководствуясь мнением, что данный процесс поможет улучшить социально- экономическое состояние жителей ЦЭЗ БПТ и обеспечит безопасность жизнедеятельности. Председатель ОП РБ г. Северобайкальска Авздевич Светлана Дмитриевна пояснила, что причиной неэффективности Федерального закона №94-ФЗ «Об охране озера Байкал» является даже не сам закон, а противоречащие закону подзаконные акты, создающие препятствия жизнедеятельности, такие как: запрет на строительство учебных учреждений, дорог, линий электропередач, рубку деревьев при возведении дома на участке и т.д. Как считает Светлана Авздевич, эти и другие ограничения лишают возможности жителям ЦЭЗ БПТ применять программы «Земский доктор», «Земский учитель», «Молодая семья», что вызывает отток населения.

Однако организаторы Круглого видят решения этих проблем не в изменении базовых положений Федерального закона, а в разработке и реализации специальных социально- экономических программ развития прибрежных населенных пунктов, а также иных мер в рамках законодательства. Напомним, что региональное общественное объединение Республики Бурятия по вопросу рассмотрения законопроекта №387575-8 обратилось в органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Республики Бурятия с предложением о включении представителей объединения в состав рабочих групп по вопросу внесения изменений в законодательство об охране озера Байкал, создаваемых, в том числе, в структуре профильного комитета Государственной Думы Российской Федерации в целях выработки более обоснованных решений в сфере совершенствования байкальского законодательства.

Проведение Круглого стола приурочено к датам проведения спортивных и эколого- просветительских мероприятий в рамках байкальских проектов в сфере экологического туризма: Международный марафон «Чистый Байкал» (9-10 августа), Всероссийский волонтерский лагерь «Чистый Байкал» (9-15 августа), тропостроительные проекты – «Большая Байкальская тропа», «На других берегах» (2-18 августа).

По итогам мероприятия будет подготовлена резолюция и направлена во все уполномоченные органы власти и организации, имеющие отношение к обсуждаемому законопроекту.


Назад