Иркутское областное отделение Общероссийской общественной организации

«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ»

Легенда о Байкале

Грабельных Светлана Петровна

В небесном царстве, в космическом государстве жил-был могущественный Властелин. Он мудро правил своим космическим государством, был справедлив, но строг. Могущественный Властелин всегда носил золотую корону и темно-синюю мантию, где россыпью алмазов сверкали космические звезды. Свет золотой короны освещал путь многим планетам. В строго намеченное время проходили парады планет. Все они имели свои границы-орбиты, за которые никогда не выходили. Метеориты летали по указанному направлению, поэтому в космическом государстве всегда был полный порядок.

Была у могущественного Властелина прекрасная дочь, которую он любил больше жизни. Звали её Галактея. Принцесса Галактея была красива, и мудра. Галактея оставляла после себя самоцветно-жемчужные следы. Голову принцессы украшала корона в форме полумесяца. Корона была красивее чистейшего брильянта. Сила и могущество Властелина и Галактеи хранились в этой короне. В космическом государстве никто не знал про этот секрет.

Откуда ни возьмись, появилась страшная злая колдунья Черная Дыра. Она решила завоевать всю Вселенную. Но чтобы она не делала, могущественный Властелин и принцесса Галактея отражали все её нападки. Откуда взялась Черная Дыра, никто не знал. Все, что попадало в неё, исчезало бесследно. Силой коварного колдовства узнала Черная Дыра тайну короны Галактеи. Затаила она мысль похитить эту корону. Мудрая Галактея раскрыла тайну Черной Дыры и решила спрятать свою корону. Обратилась она с этой просьбой к красавице Земле. Земля с радостью раскрыла свои объятия. Земля образовала огромную котловину в форме полумесяца, на защиту которой встали плечом к плечу могучие хребты: вдоль западного и северо-западного берега поднялись богатыри-хребты Приморский и Байкальский, вдоль юго-восточного и восточного - Хамар-Дабан, Улан-Бургасы, Баргузинский. 336 рек устремили свои быстрые воды в огромную котловину, помогая заполнить её хрустальной водой. Лишь одна река Ангара, что в переводе с эвенкийского означает «чистая», вытекала из котловины, как вестница о новом водном чуде. Живописная природа, богатый растительный край вокруг образовавшегося озера, привлекли к себе разнообразие животного мира. Спрятала принцесса свою корону, которая была красивее чистейшего брильянта, и она как будто растворилась в хрустальных водах озера. Чтобы вода в озере всегда оставалась хрустально-чистой Галактея силой своего волшебства поселила туда уникальных, невиданных доселе на Земле, водных обитателей. С каждым годом озеро становилось богаче. С тех пор люди стали называть озеро священным Байкалом, что в переводе с китайского означает «озеро, приумножающее богатство». Галактея преподнесла невероятно щедрый дар землянам с наказом беречь священное озеро Байкал.

 

Неожиданное знакомство
 
Куклин  Даниил, 11 лет

Вот и лето. Каникулы! И. конечно же, отдых у бабушки на Алтае, в небольшой деревеньке под названием Нечунаево.

Приехали ночью. На следующий день пошли по поселку, который разбросил свои небольшие рубленные домики по высокому берегу живописной  речки Алей. Река эта небольшая, с многочисленными заводями и запрудами.

Погода держалась хорошей. У воды было тихо, спокойно, прохладно. Я любовался красотами как вдруг заметил на воде , у затонувшей лодки, какие то плавающие комочки. Сделал несколько шагов навстречу – и вижу: на волнах у деревянного борта полусгнившей лодки покачиваются пять пушистых коричнево-черных утят. Не домашних, я их знаю, а самых настоящих диких утят.

Вот тебе и на – птицы дикой утки так близко. Я позвал маму и мы разглядывали малышей, слегка наклонившись над водой. Утята также заметили нас и поспешили спрятаться. Они энергично поплыли вдоль берега, и мы удивлялись: как этим крохам удавалось достаточно быстро плыть против течения.

Утку – маму мы, как ни старались, нигде – ни на воде, ни в воздухе – не заметили. По всей вероятности она погибла по каким либо причинам, и утята осиротели.

Нас заинтересовала и озаботила судьба малышей. Покупавшись, чуть дальше, я спешил к утятам и бегал к ним и днем и вечером. Я их подкармливал хлебом и пшеном. И каждый раз видел примерно одно и тоже.

Утята очень любили погреться на солнышке. Появлялись они всегда как – то неожиданно. Смотришь уже качаются на мелкой ряби небольшого плёса. Поплавают, попищат – и усядутся рядышком на нетолстом бревне, что одним концом зацепилось за берег. Кушают утята не спеша, будто не очень хотели этого, соскальзывали с бревна на воду и словно невзначай, подплывали к корму. Каждый старался подтянуть его к себе, но делали они это мирно.

А иногда они ели по очереди. Наевшись, один утенок залезал на бревно, на смену в воду соскальзывал другой, подплывал к корочке хлеба и начинал щипать.

Рядом в кустах, два скандальных воробья не могли равнодушно перенести, что корм достался не им. Они громко чирикали, трещали, подпрыгивали, садились на лодку, дрались, прогоняя один другого. Но утята не обращали на воробьев никакого внимания.

Однажды, во второй половине дня, когда солнце освещало мелководье с другой стороны, утята повели себя иначе. Малыши разбегались по воде, как бы взлетая, или ныряли. Наверное они мечтали и им не терпелось стать большими утками.

Плавали они не всегда вместе. Иногда их совсем не было видно. Среди утят выделялся крупный утенок – главный в этой маленькой компании. Малыши сильно не боялись плавающих рядом людей, видимо были полностью уверены, что успеют скрыться в густой прибрежной траве.

Мне не хотелось уезжать, я боялся оставить малышей одних и наказал своему деревенскому другу присматривать за утятами.
Перед отъездом мы пришли попрощаться с дружной семейкой. Мне так не хотелось расставаться с ними и с теплой водой этой маленькой, но красивой речушки. Оставалось немного времени до того дня, когда утята смогут стать на крыло и долететь на теплых воздушных потоках до южных широт. А я буду ждать их, повзрослевших и окрепших на следующий год у затонувшей лодки на бегу маленькой реки, реки моего детства.    

 

Эссе «Живи, Байкал!»

Сегедина Анна Геннадьевна, 
Учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №39 

Байкал! Произносишь это слово, и сразу возникает ощущение простора и чистоты, недосягаемости и величия. Трудно представить, что кто-то может не знать о жемчужине Сибири, о самом чистом, самом глубоком, самом прекрасном озере в мире.
 
Впервые я увидела Байкал в детстве. Я поехала на каникулы к бабушке, в Слюдянку. Был конец мая, и я навсегда запомнила этот момент, когда в мою жизнь вошёл Байкал. Мы приехали на вокзал, вышли на  дамбу, и мама сказала: «Девочки, смотрите на это чудо!» И мы действительно увидели то, что трудно описать словами: нежно-зелёные горы, с лиловым багульниковым поясом, всё это обрамляло   уходящую вдаль голубую бесконечность.  
 
Три года назад я впервые увидела Байкал с острова Ольхон.  Именно там находится эколого-туристский лагерь с таким же названием, как остров. Он расположен в живописной бухте Улан-Хушин.  Вместе с ребятами мы проводим там самые удивительные летние дни. Мне казалось, что я знаю Байкал: бывала и летом, и осенью, когда  нагревшаяся  байкальская вода долго не давала вступить в свои права наступающей зиме. Помню, в конце октября  мы выехали из Иркутска почти зимой,  но,   путешествуя по Кругобайкалке , снова попали в золотую осень и долго ехали мимо ослепительно синей  морской глади. Она дышала теплом, и тёмные головки нерп доброжелательно смотрели нам вслед.
 
И всё же Байкал с Ольхона оказался ещё удивительнее! Он тяжело вздыхал  ночью, когда мы спали в палатках, охраняя наш покой. И я никогда так крепко и спокойно не спала, как под эти  умиротворяющие звуки.
 
А рассвет… Сначала появляется багровый краешек, затем он краснеет, и наконец, сияющее,   жаркое солнце  победно  всходит на чистом, практически всегда безоблачном небе, с синевой которого может поспорить лишь сам батюшка Байкал! Не успеваешь привыкнуть к синеве, как  в небе начинают светиться оттенки  розового,  фиолетового, желтого, и вода в ответ переливается от синей густоты до нежно-голубого.    Здравствуй,  новый день!
 
Природа просто волшебна: грозные ветры согнули стволы лиственниц, и теперь они напоминают сказочные существа, которые стонут под новыми порывами ветра, просят о пощаде. На страже Малого моря – горы Приморского хребта. И простор, пронизанный запахами диких трав и моря. Нельзя не полюбить всё это, нельзя забыть этой щедрости природы, которая дарит великую гармонию.
 
Запомнить всё! Закаты и рассветы, вечера у костра под шум волн… Запомнить, чтобы в короткие зимние дни, рассматривая фотографии, мечтать о возвращении сюда.
 
Люблю Байкал и надеюсь, сумела влюбить в него моих ребят. Влюбить, чтобы они всегда чувствовали свою ответственность за него.
 
Бухта Улан-Хушин - одно из самых прекрасных мест на Байкале. Расположена она недалеко от деревеньки Халгай, на восточном берегу Байкала.  Бухту эту считают самым таинственным местом на озере. Считается, что там живут самые сильные духи, и поэтому туда приходят шаманы, они проводят обряды и просят у духов помощи, а потом благодарят их. Мы узнали, что название Улан-Хушин в переводе с бурятского означает «красная сила». Цвет  прибрежного песка в бухте окрашен в розовый, иногда почти красный цвет. Учёные утверждают, что песок потому такого оттенка, что в нём огромное количество частиц граната. Всё это окружает место, где мы проводим самые удивительные дни, каким-то сказочным ореолом.
 
 И духи здесь точно добрые.  Добрые  к тем, кто не причиняет  зла великому озеру.  А мои воспитанники трепетно относятся к озеру, берегут его чистоту и вечерами у костра слушают чудесные истории и легенды о Байкале. И я уверенна: они пойдут по жизни убеждёнными  патриотами, активно участвующими в сохранении озера.  А это так важно: не просто любить, а сохранять то, что нам, людям, дано  на века. Чтобы наши потомки могли так же, как мы, любоваться этим любимцем природы. Именно так сказал о нём Валентин Распутин: «…у Природы как целого, единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особое старание…и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал».
 
Каждый раз, уезжая с Байкала, мой отряд подходит к воде и опускает руки в чистую, прохладную воду. Прощаемся на целый год.  Мысленно даём слово вернуться, обещаем не забывать ничего, а главное сделать всё, чтобы Байкал жил, исцелял нас, делал лучше и добрее. Живи, Байкал, всегда!


 

Эссе «Живи, Байкал!»


Волкова Елена Михайловна, 
Учитель начальных классов

Послышался щебет детских голосков и на берег бухты Улан-Хушин высыпала группа ребятишек во главе с учительницей.  Шумные, покрытые бронзовым загаром, они весело отплясывали под любимую мелодию, шутливо задирали друг друга, поднимали крепкими ногами кучу водных брызг, шуршали песком…Расположившись на берегу байкальской бухты, дети совершенно расшумелись.  Это скопление звуков носило запах лета и простого детского счастья.

Прозвучал неторопливый голос руководителя: « Внимание ! Минутки тишины! Омуль-карась! Игра началась!» Шумная ватага бросилась молча закапываться в тёплый песок. Каждому хотелось устроиться поуютней и накрыться славным песочным одеялом, потому что минутки растянутся на долгие минуты, потому что слушать звуки Байкала оказывается очень занимательным занятием от которого отрываться не захочется. Дети уже знают, потому ложатся поудобней, закрывают глаза, замолкают, и вот их слуху открывается удивительный мир ровного и спокойного дыхания озера. В это дыхание вдруг вплетается крик чайки и деловитое ворчание шмеля над островком чабреца. Лежа на берегу ребята учатся воссоединяться с добрым неторопливым и мудрым миром природы озера, учатся слышать его мирную жизнь, учатся останавливать свой людской бег за мнимой радостью и находить его в простых вещах.  Знакомая игра уже стала любимой. Для чего учительница открывает ребятам подобное таинство?  Педагог уверена, что у людей готовых слушать и созидать, есть шансы сохранить то, что щедро дано нам природой. Учитель посредством столь простой детской игры рассказывает подрастающему поколению, что МЫ – неотъемлемая ЧАСТЬ ПРИРОДЫ, и некоторое "пренебрежение" к ней - главный источник многих наших проблем. 
Вечером у костра будет беседа о том, что первостепенно может сделать каждый ребёнок для своего родного края. Можно осуществлять программы по охране окружающей среды, сажать деревья, внедрять технологии очистки загрязненных природных сред, развивать "зеленую" экономику, но принципиальных изменений не произойдёт пока человек не научится слышать и воссоединяться. Решение, возможно, состоит в гармонии человека с природой, социумом, с самим собой. Только в этом случае число потенциальных опасностей для природы, жизни и здоровья человека будет сведено к минимуму. Беседа предстоит серьёзная…Поймут ли?
 
Учить человека слышать родину нужно начинать с детства. Для этого необязательно быть высококлассным специалистом в области педагогики, медицины или экологии. У каждого человека есть весь необходимый комплекс ощущений, позволяющих с большой точностью оценить его близость к гармонии. Но мы редко пытаемся понять свой внутренний мир, свое предназначение и возможности. Все понятно - постоянно растущий темп жизни, масса проблем... Но, может, стоит попытаться осознать свое место в мире, подумать, что зависит от каждого из нас, что МЫ можем ДАТЬ, а не только ВЗЯТЬ... Чем мы станем добрее, мудрее, тем легче и гармоничнее будет жизнь …
 
Спасибо тебе, любимый лагерь «Ольхон» за то, что даёшь возможность любому ребёнку прикоснуться к этим «простым истинам».
 
Вдоль кромки берега байкальской бухты Улан-Хушин медленно идёт группа ребятишек во главе с учительницей. Умиротворённые, покрытые бронзовым загаром, они молчат и слышат голос озера, трав, облаков, синевы неба, солнца, ЖИЗНИ. Они-часть всего этого…
 
С Благодарностью и Любовью.

 

Речка Скипидарка

Клочков Максим, 15 лет, МБУДО « СЮН» . г. Усолье-Сибирское.

Из низин, лесных болот
Небольшой ручей течёт.
Между кочек вьётся-вьётся,
Скипидаркою зовётся.
Что же, в речке Скипидар?
От природы щедрый дар?
Вроде нет, в реке вода
И студёна и чиста.
Но ведь речку Скипидаркой
Всё ж, назвали неспроста.
Слышал я от стариков
С незапамятных веков
Из живицы здесь сосновой,
Если кто-то не солгал,
Получали скипидар.
Много лет бежит петляя,
Город весь пересекая,
Неприметная ничем,
Толи речка, толь ручей.
И смекнул усольский люд,
Что ж бежать без толку тут,
Коли местным ребятишкам,
По зарезу, нужен пруд.
В жизнь идею воплотили,
Путь речушке преградили.
И наполнила она
Чудо-озеро сполна.
Сама, на утренней заре,
Побежала к Ангаре.
Счастье людям привалило,
Но совсем не тут то было…
Не прошло десятка лет
На купанье дан запрет.
Кто же озеро сгубил,
Рыбу, кто перетравил?
Скипидарка, не поймёт …
День за днём, за годом год
Потихоньку, помаленьку
Пакостил здесь - сам народ.
И теперь среди Усолья,
Неприглядное на вид,
Пустое озеро стоит.
Если наша в том вина,
Отвечать нам всем сполна.
Коль сумели загрязнить,
Сумеем к жизни возродить.
Если это все поймут,
И приложат нужный труд,
То опять, среди Усолья,
Расчудесный будет пруд!


Тихо падают листья

Клыш Дарья, студентка 2 курса Педагогического института ИГУ

Тихо падают листья
На озерную гладь,
Вновь волшебной кистью
Осень стала писать

Тихо падают листья
В голубой водоем,
Небо вымыто чисто
Прошумевшим дождем.

Тихо падают листья
На траву, на цветник,
На сарай неказистый,
Что к березе приник.

Тихо падают листья,
И все кажется мне,
Это грустные письма
Доброй, теплой весне.

 

Край любимый

Клыш Дарья, студентка 2 курса Педагогического института ИГУ

А в том краю цветет калина,
Черемух свадебный наряд.
И кисти алые рябины
Костром над кедрами горят.

Река тиха и величава,
Нас на плечах своих качала.
Светила полная луна.

С горы высокой и скалистой
Нам открывалась ширь полей.
И тополь дедовский ветвистый
Мне с каждым годом все милей.

А в том краю, людьми забытом,
Среди берез ковром жарки.
Любимый край дождем омытый,
Меня волнуешь ты до слез.

Там по весне горланят птицы
И расцветет на берегу…
Мне этот край ночами снится,
И я бегу к нему, бегу…

 

 

Ангарский жемчуг
Историческая сказка

Беркина Любовь, 10 лет, МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества»

 

Живу я на берегу удивительной реки – красавицы Ангары. Чиста, прозрачна ангарская вода, богата рыбой. Но не только рыбой, но и … А вот чем ещё, об этом и будет мой рассказ.

Однажды Сёме, Ване и Гаврюше задали в школе найти интересные факты о реке Ангаре и рассказать о них на уроке. Одноклассники отправились в библиотеку. Библиотекарь посоветовала мальчикам редкую книгу об Ангаре. Забирать её с собой было нельзя, поэтому они решили ознакомиться с ней в читальном зале.

Сёма открыл книгу и вдруг из неё выпал какой-то шарик. Ваня и Гаврюша быстро подхватили его. И в этот самый момент какая-то неведомая сила затянула, закружила мальчишек в книгу. Ребята от неожиданности зажмурились, а когда открыли глаза, то увидели перед собой реку Ангару и деревянный острог неподалёку от неё. А где же благоустроенная набережная, высотные дома, колесо обозрения? Какие-то люди, одетые в свободные рубахи с широким поясом, бродили вдоль реки и, похоже, что-то искали. Любопытство взяло верх и мальчишки осмелились подойти к одному из этих людей. Разговор начал самый смелый из ребят – Сёма:

- Дяденька, в волшебной книге мы нашли белый, переливающийся шарик и очутились здесь.

- Белый шарик, говорите? А ну-ка, покажите мне его…

Ребята дали посмотреть незнакомцу на этот шарик.

- Да это же жемчуг! Жемчужина. Хм… Как вас звать-величать, добры молодцы?

- Я Сёма, а это мои друзья Ваня и Гаврюша.

- Ну что ж, тёзка, зовут меня Семейкой (а полное имя Семён), а фамилия Васильев. На дворе у нас 1692 год. Я и помощники мои Иван Федотов и Гаврила Тарасов (тоже тёзки твоих товарищей) – охочие жемчужники. Нашли мы однажды на Ангаре одно крупное и дюжину малых жемчужных зёрен. Такая вот удача! Тогда и написал я донесение о наших поисках, мол на Ангаре реке есть жемчужные раковины. И дозволили нам жемчужным промыслом заняться.

- А для чего вам жемчуг? - спросили ребята.

- Речной жемчуг, как и морской, - украшение и добрый оберег для человека. Им и иконы украшают, и наряды расшивают, и бусы из жемчуга любимы русскими красавицами. Сама императрица купила ангарского жемчуга для платья! И крестьянки наши любят жемчуг.

- А как вы его добываете? – полюбопытствовали мальчишки.

- А вот так. Ловим мы жемчужницы в солнечную погоду, дабы вода была прозрачна. Сколачиваем из брёвен небольшой плот с отверстием в середине. В него вставляем деревянную трубу. Один по берегу тянет этот плот с помощью бечевы, а другой смотрит через трубу в воду. Лишь заметит на дне жемчужницу, то тут же отпустит через трубу длинный шест с крючком на конце и достанет её. Ну а после и раковину вскрываем и ищем в ней жемчуг. Достаём его оттуда, а он мягкий, как воск. Тут же кладём его в рот за щёку, чтобы он затвердел.

- Вот это да! Как интересно! – удивились ребята. А все ли могут добывать жемчуг?

- Нет, не всякому дозволено. Принято у нас, добытчиков жемчуга, перед тем, как уйти на промысел, помыться в бане. И переодеться во всё чистое. А пока делом мы заняты, то нельзя ссориться, говорить бранные слова. Человек должен быть чист и душой, и телом. Как водица ангарская. Ну что-то я заболтался с вами. Надобно идти работать.

- Спасибо вам, дяденька Семён! Мы и не знали, что на Ангаре жемчуг добывали. Ведь в наше время речной жемчуг не добывают. Грустно, но от былых богатств почти не осталось следа. Удачи вам! А нам пора возвращаться...

Ребята вновь открыли книгу, из неё выкатилась жемчужинка. Они её шустро подхватили и в тот же миг мощная сила подхватила друзей и вернула в читальный зал библиотеки.

В это время к детям подошла библиотекарь и спросила:

- Ну что, ребята, помогла вам книга?

- Да-да, спасибо большое! Теперь-то мы точно знаем, о чём расскажем на уроке!

***

Как жаль, что ангарский жемчуг остался в прошлом!